Эксклюзивная выставка «Матисс: жизнь и дух, шедевры из Центра Помпиду, Париж», в Сиднее предлагает необычайное погружение в диапазон и глубину искусства Анри Матисса, одного из самых любимых, новаторских и влиятельных художников в мире. Это крупнейшая выставка шедевров Матисса, которую когда-либо видели в Сиднее.
Интересные места, фестивали и выставки
Выставка – «Матисс: жизнь и дух» (1)
Года два назад в галерее Нового Южного Уэльса проходила выставка «Мастера модернизма из Эрмитажа», где в одном из залов был акцент на творческий диалог между Матиссом и Пикассо, являвшийся центральным явлением в искусстве в первой половине 20-го века. Тогда были представлены некоторые картины из собрания Эрмитажа и к сожалению не была представлена знаменитая картина «Танец».
Подробнее – «Мастера модернизма из Эрмитажа» (Masters of modern art from the Hermitage) >>
Анри Матисс (Henri Matisse) был центральной фигурой группы художников, получивших название «Fauves» («дикие звери»). Он вошел в историю как признанный гений мировой живописи, во многом определивший развитие искусства XX века. В поисках своего художественного «я» он успел попробовать силы сразу в нескольких стилях и направлениях.
«Fauves» («дикие звери») – Фовизм – Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905–1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Так назвал группу художников критик Louis Vauxcelles за их нетрадиционные методы. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства.
Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты направления.
Одним из важнейших этапов становления Матисса как художника стало его знакомство с работами импрессионистов, в частности с малоизвестным в то время творчеством Винсента ван Гога. Этим Матисс был обязан австралийскому художнику Джону Расселу (John Russell).
Импрессионизм и собственные эксперименты с цветовыми контрастами сильно повлияли на первые «самостоятельные» произведения художника. Правда, через несколько лет Матисс оставил увлечение импрессионизмом и погрузился в исследования работ его последователей. Отказавшись от традиционных методов изображения предметов и построения картины, эти художники стали писать чистым открытым цветом, упрощая и схематизируя форму. Яркий, порой агрессивный колорит и высокая контрастность легли в основу построения композиции и стали главным приемом «выражения чувств» художника.
«Я нашел в живописи неограниченное поле деятельности, где я смог дать свободу моему беспокойному творчеству» – Анри Матисс, 25 мая 1852 года
И так, давайте пройдемся по выставке. В Сидней представлено более 100 работ из собрания Национального музея современного искусства, Центр Помпиду, Париж.
– Анри Матисс – автопортрет -1900
– Читающая женщина, 1894
– Натюрморт с шоколадом – 1900 – 1902
Матисс позволяет формам растворяться в свете, умножает эффекты незаконченности и нарочито резких всплесков цвета (даже на деревянной ручке шоколадницы), противопоставляет красное и розовое от фона к зеленому и яростно нарезанный лимонно-желтый на переднем плане.
Эта работа принадлежала Майклу (брату Гертруды и Лео) и Саре Стайн, великим американским коллекционерам, которым принадлежало до сорока картин Матисса, прежде чем они перешли в норвежскую коллекцию, а затем в коллекцию Алекса Магуи (в 1968 году).
– Portrait Of Belivscqua – 1901
– Небольшая светлая гравюра на дереве – 1906 г. – из коллекции Центра Помпиду, Париж
– Небольшая светлая гравюра на дереве – 1906 г. – Альтернативное название «Малый лес» из коллекции Art Gallery NSW, Sydney
– Натюрморт с красным ковром – 1906 (картина слева)
– Marquet Painting a Nude in Manguin’s Studio 1904-05
– Notre-Dame 1904 – из коллекции Керри Стокса, Перт
– Belle-lle 1896 – из Музея изящных искусств Бордо, Бордо, Франция
В 1896 и 1897 годах Матисс посещал австралийского художника Джона Питера Рассела на острове Бель-Иль у побережья Бретани. Рассел познакомил его с импрессионизмом и творчеством Ван Гога, который был другом Рассела, но в то время был совершенно неизвестен. Стиль Матисса полностью изменился. Позже он сказал: «Рассел был моим учителем, и Рассел объяснил мне теорию цвета». В 1896 году Матисс выставил пять картин в салоне Société Nationale des Beaux-Arts, две из которых были куплены государством.
– Algerian Woman 1909
– Luxe 1907
– Интерьер с миской с красной рыбой 1914 весна
Это картина квартиры Матисса . Это также картина о сложности взгляда даже на самое знакомое окружение. Матисс работал и переделывал картину. Его коллекционер Лео Штейн сказал, что это было «мучительное усилие». Результатом стала работа, которая позволяет нам следовать за художником, когда он переводит свою рабочую среду в цвет и структуру. Матисс любил рисовать окна, потому что они раскрывают непрерывность пространства, объединяя внутреннее и внешнее на одной поверхности. Он утверждает эту преемственность в интерьере, в аквариуме с золотыми рыбками, со множеством поэтических рифм и отголосков. Зелень тротуара взывает к зелени чаши. Стебли растения изгибаются вверх и к далекой лестнице, как будто окно открыто. Синий цвет реки Сены наполняет комнату водой в аквариуме с золотыми рыбками.
– Французское окно в Коллиуре 1914 сентябрь-октябрь
Сколько художник может взять и запечатлеть из предложенного вида? Это вопрос, который, кажется, задает Матисс в этой композиции 1914 года, которую он написал в Коллиуре, куда он перевез свою семью в целях безопасности после объявления войны. Свет и цвет взорвались в окнах на картинах Матисса 1905 года в Коллиуре (Collioure). Но в этой работе, созданной в темное время, мы смотрим сквозь ставни на черное поле, в котором есть слабый след балкона. «Черный – это сила, – сказал Матисс. – Я использую его как балласт, чтобы упростить конструкцию. Картина, которую Матисс хранил, но не считал законченной, не открывалась заново и не выставлялась до 1960-х годов. Вскоре она стал талисманом для многих художников-абстракционистов, которые видели в ней тайного предшественника своих современных забот.
– Художник и его модель 1917
– Лоретта с чашкой кофе 1917
Каким бы радикальным ни стало искусство Матисса, он полагался всегда на живых людей, модели, что ему позировали, чтобы заземлить и сориентировать взгляд. На этой большой картине изображена новая модель, молодая итальянка по имени Лоретта, которую Матисс писал более 50 раз в период с 1916 по 1917 год. Это яркий пример того, как Матисс привлекает традицию в современных терминах – условный предмет (чувственная лежащая женщина) рассматривается нетрадиционно.
– Портрет Греты Прозор 1916
Матисс рисует актрису Грету Прозор не как личность, а как присутствие — отдаленное, элегантное, выполненное в мрачных серых, черных и синих тонах и парящее в охристом поле, напоминающем золото религиозных икон. Встреча Матисса с такими иконами во время поездки в Россию в 1911 году произвела глубокое впечатление.
– Бело-розовая голова (Tête blanche et rose осень) 1914
Под поверхностью этой странной и захватывающей картины скрывается более обычная картина – портрет дочери Матисса Маргариты. Матисс сменил направление во время портретной сессии. «Эта картина хочет перенести меня куда-то еще» — сказал Матисс Эта картина ответ Матисса на новации кубистов, которые препарировали и пересобирали мир для создания граненых архитектонических образов. В то же время картина показывает отвращение Матисса к художественным «системам» и его неизменный интерес к человеческому присутствию. В геометрии портрета Матисс сохранил пронзительные следы своей героини – ее пристальный взгляд и подвеску на шее на черной ленте, скрывавшую детский шрам от трахеотомии. Маргарита, которой тогда было 20 лет, всю жизнь была доверенным лицом и сторонником Матисса.
– Auguste Pellerin 1916
Огюст Пеллерен (1853 – 1929) — французский предприниматель и коллекционер произведений искусства. Он был одним из самых важных коллекционеров произведений Эдуарда Мане и Поля Сезанна в начале 20 века. Матисс нарисовал коллекционера произведений искусства, как если бы он был иконой или резьбой.
После посещения большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910 году Анри Матисс провел два месяца в Испании, изучая мавританское искусство. Он посетил Марокко в 1912 году и снова в 1913 году, и во время рисования в Танжере он внес несколько изменений в свои работы, в том числе использовал черный цвет в качестве цвета. Влияние на искусство Матисса было новой смелостью в использовании интенсивного, немодулированного цвета, как в L’Atelier Rouge (1911). У Матисса были давние отношения с русским коллекционером произведений искусства Сергеем Щукиным. Одну из своих главных работ «Танец» он создал специально для Щукина в рамках комиссии из двух картин, вторая картина – « Музыка» 1910 года. Более ранняя версия «Танца» (1909 г.) находится в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В 1917 году Матисс переехал в Симье на Французской Ривьере, в пригород Ниццы. Его работы примерно десяти лет после этого переезда показывают расслабление и смягчение его подхода. Этот «возврат к порядку» характерен для многих произведений послевоенного периода и может быть сравним с неоклассицизмом Пикассо и Стравинского, а также с возвратом к традиционализму Дерена. Его востоковедные картины одалиски характерны для того периода; хотя эта работа была популярна, некоторые современные критики сочли ее поверхностной и декоративной.
– Одалиска в красных брюках-кюлотах 1921
Традиционно слово «одалиска» в Европе имело негативный оттенок. Это была невольница, обитательница султанского гарема. Но Матисс романтизировал образ одалисок, изображая их в виде роскошных и желанных красавиц. Матисс оборудовал свою новую мастерскую в Ницце с богато узорчатыми коврами, ширмами, тканами и другими предметами, привезенными из его поездок в Алжир и Марокко. В этой обстановке появилась Анриетта Даррикаррер – молодая актриса и балерина, ставшая любимой моделью Матисса – в откровенно экзотическом наряде в миниатюрном театре студии. Это первая из множества одалиск, написанных, нарисованных и напечатанных Матиссом в 1920-х годах. Тут воспроизведены темы французских востоковедов художников Жана Огюста Доминика Энгра и Эжена Делакруа, которые представляли экзотизированный «Восток» как царство чувственного. Это была первая картина Матисса, которую французское государство приобрело для публичного художественного музея.
– Профиль девушки, ее голова покоится на руке, ширма Людовика XIV позади 1924 г.
– Отдых на сиденье 1929 г.
– Декоративная фигура на орнаментальном фоне 1925
В этой работе Матисс хорошо использовал свою гибкую студийную установку с ее коврами, подушками, ширмами, освещением и платформой, а также систему стеллажей, несущих панели из его «текстильной библиотеки». В результате получается картина с изображением отдыхающей фигуры, которая дико, почти неистово энергична. В беспорядке запутанных плоскостей мы можем узнать фигуру Генриетты Даррикарр, построенную как скульптура грубо упрощенных форм и сидящая в пространстве, которое не является ни полом, ни стеной. Она обнажена, в отличие от других одалисок с их тщательно продуманными костюмами. Однако в названии Матисс называет фигуру «декоративной» – это для него основополагающий термин. В пульсирующем, звенящем мире этой работы нет «субъекта переднего плана», т.к. части объединяются в живое целое.
– Лежащая одалиска в турецких штанах 1920-21
– Персидская женщина (Возвращение с Таити)1930 г.
На заднем плане серия «Спина» представляет собой серию из четырех барельефных скульптур Анри Матисса. Это самые большие и монументальные скульптуры Матисса.
– Портрет баронессы Гурго 1924
«Я редко пишу портреты, а если и пишу, то только в декоративной манере. Я не могу видеть их иначе.» – Анри Матисс
Эта картина была заказана баронессой Гурго, американкой, которая вместе со своим мужем Наполеоном Гурго собрала важную коллекцию современного искусства. Матисс рисует жемчужное ожерелье и элегантное платье баронессы – знаки ее социального положения. Но он больше заинтересован в том, чтобы сделать ее частью сложного оптического устройства. Ее отражение в зеркале вверху справа перекликается с видом сзади Генриетты Даррикаррер в правом нижнем углу картины. Хотя баронесса умножается, она также отодвигается на задний план декоративными элементами вокруг нее, главными из которых являются цветы и листья, которые, кажется, свободно расцветают на столе.
– Интерьер в Ницце, сиеста 1922
Действие этой картины происходит в «коробке света», которая была студией Матисса на площади Шарля-Феликса. Сквозь ставни мы видим пальмы на набережной и поток средиземноморского солнечного света, раскрывающий живую и независимую игру узоров в этом сонном интерьере. Комната, тем не менее, заряжена напряжением между равными элементами: цветами, ковром, обоями, книгой модели. Модель на переднем плане тонет в поле нежно взволнованного цвета. Сам Матисс говорил, что интерьеры Ниццы пронизаны сублимированным чувственным наслаждением, утверждая, что интенсивность его чувств высвобождается через цвета и формы, которые он расположил на холсте.
– Сидящая розовая обнаженная (Nu rose assis) 1935-36
Помощницы женщин играли все более важную роль в творчестве Матисса начиная с 1930-х годов и далее. Образцом для этой работы послужила Лидия Делекторская, которая начала позировать Матиссу в середине 1930-х годов и вскоре стала ключевой фигурой в его студии в качестве секретаря, организатора и сотрудника. Среди ее вкладов было фотографирование последовательных состояний картин Матисса. Чувство стирания и пересмотра, наращивания и сокращения является центральным в «Сидящей розовой обнаженной», которую Матисс отложил в сторону в 1935 году, а затем завершил без модели в следующем году. В окончательном виде картины Делекторская стала и призрачной, и монументальной. Темно-зеленая ткань рядом и позади нее могла быть утесом и морем.
– Натюрморт с зеленым буфетом 1928
В 1928 году Матисс погрузился в творческий кризис из-за ухода любимой модели, актрисы и танцовщицы Генриетты Даррикаррер. Натюрморт с зеленым буфетом был частью его попытки восстановить фокус и прояснить свое видение после декоративного изобилия его интерьеров в Ницце. «Вы увидите, что есть что-то новое… Я чувствую внутри себя освобождение», — писал он своей жене Амели, начиная работу над ним. Тема апельсинов, опрокинутых к нам на полке, напоминает постимпрессиониста Поля Сезанна и его тщательно продуманные размышления о взгляде. Матисс, ища путь вперед, воссоединялся с почитаемым предшественником и возвращался к первоначальным принципам.
Продолжение следует
Часть 2 – Выставка – «Матисс: жизнь и дух»
0 Comments