Анри Матисс никогда не прекращал экспериментировать, а особенно в последние годы своей жизни, когда тяжелая болезнь не позволяла художнику много писать. Очередным его увлечение стала “живопись” посредством вырезанных из бумаги фигур.



Интересные места, фестивали и выставки

Выставка – «Матисс: жизнь и дух» (2)

После 1930 года в его творчестве появились новая энергия и более смелое упрощение. Реализованный им принцип less is more — ещё не минимализм, но уже и не живопись импрессионизма и постимпрессионизма. Больше всего Матисса в тот момент занимает плавность движения и связь человека с окружающей средой. Эту связь он пытается передать простыми способами: люди становятся предметами или фоном, или они могут сливаться в движении. 

Этот шаг к упрощению и предвосхищение техники выреза также очевидны в его картине «Большая лежащая обнаженная» (1935). Устроители настоящей выставки решили в этом моменте сделать акцент тремя картинами.

– Похищение Европы (L’enlèvement d’Europe) 1929 – из собрания Национальной галереи Австралии, Канберра

Фавн, очаровывающий спящую нимфу (Faun charming the sleeping nymph) 1935
Нимфа и фавн (Nymph and faun) 1935-1943
«Мой рисунок – самый чистый и прямой перевод  моей эмоции.  Упрощение среды позволяет это сделать.»Анри Матисс (Henri Matisse)

Слева нимфа и фавн наполняют полотно своей сладострастной энергией.  Справа их личности труднее различить, но энергия их встречи усиливается.  Подчистки и исправления Матисса создают ощущение живости и суетливого движения.  Это начало процесса, который будет продолжаться в 1940-х годах и далее.  Матисс искал путем постоянного пересмотра и уточнения «живые знаки» своих форм.

С систематических экспериментов начался поздний период в карьере Матисса, когда художник стал мировой звездой, но после тяжелейшей операции в 1941 году оказался прикован к инвалидному креслу — больше он не мог работать стоя. Матисс не бросал искусство из-за болезни: на помощь пришли ножницы и бумага (её художник часто раскрашивал гуашью). Так на свет появились знаменитые декупажи Матисса — минималистичные, наполненные цветом аппликации контуров людей, животных, цветов и узоров. На контрасте с общей депрессивностью искусства военного и послевоенного времени, жизнерадостные декупажи Матисса, как и «Голубка» Пикассо, стали символами надежды западного мира на обновление.

Песня (The song) 1938
 Для коллекционера произведений искусства из Филадельфии Альберта Барнса, Матисс создал множество декоративных проектов, в том числе этот для комнаты миллиардера. «Украшение» отнюдь не было несерьезным или легкомысленным, оно представляло для Матисса область глубокого художественного интереса. Три женщины слушают песню четвертой женщины в состоянии задумчивости и покоя.  Моделями были Лидия Делекторская и ее подруга Элен Голицына.  Музыкальная тема всей жизни Матисса подходила для картины, которая стремилась создать гармоничную социальную среду.  Восходящие ноты песни воплощены в восходящих и волнообразных формах фигур, которые динамично повторяют (а иногда и опираются) на внутреннюю часть дымохода.  В обстановке квартиры эта работа столкнулась со второй каминной картиной, созданной Фернаном Леже, которая сейчас находится в коллекции Музея изящных искусств в Хьюстоне.

Натюрморт с зеленым мраморным столом (Still life with green marble table September) 1941
Эта картина была создана через четыре месяца после Возвращение Матисса из больницы в Ниццу. Прикованный к постели, но окруженный своей личной коллекцией предметов – вазами, цветами, тканями и мебелью – Матисс действовал, как всегда.  Он тщательно расставил эти знакомые вещи, впитывая их «сущность» способами, которые непосредственно служили его живописи.  Натюрморт с зеленым мраморным столом написан за один сеанс.  Матиссу нравилось представлять его как «камертон» своей работы в то время, способный сделать его глаза чувствительными.

Конец 1930-х и начало 1940-х годов были годами потрясений.  В 1939 году разразилась мировая война.  Матисс расстался со своей женой Амели. В январе 1941 года Матисса отправили в больницу в Ницце для неотложной помощи, а затем перевели в Лион, где ему сделали операцию по поводу рака двенадцатиперстной кишки.  Ближе к концу войны Амели и его дочь Маргарита были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам за участие во французском Сопротивлении.  Работы в этом разделе рассказывают связанную историю выздоровления, находчивости и обновления. 

Работая в постели или в инвалидном кресле после операции, Матисс сделал множество рисунков, которые стали темами и вариациями, а затем написал свои сияющие интерьеры Vance.  Это был также период, когда Матисс создал первые экспериментальные вырезы, которые мы увидим далее.  Приблизившись к смерти, Матисс обрел новую ясность и остроту цели.  Его работы 1940-х демонстрируют поток его воображения вопреки физической слабости. 

– Young woman with white fur coat 1944

Натюрморт с магнолией (Still Life with a Magnolia) 1941
Кувшин и зеленая китайская ваза были любимыми предметами с 1920-х годов.  Как Матисс отмечал: «Целью является актер: хороший актер может сыграть роль в десяти разных пьесах;  объект может играть различную роль в десяти различных картинах».  Магнолия с ее полной вазой и листвой похожей на колючий головной убор, является звездой этой картины – живое, почти одушевленное существо, обращенное к сияющему красному фону. 

По словам Матисса, заставляя свои объекты парить вот так на фоне, который выдвигается вперед, он пытался изменить «ритмический синтаксис» своих картин.  Для создания Натюрморта с магнолией Матисс сделал 68 подготовительных рисунков и связанных с ними рисунков в Темах и вариациях.  У него также были фотографии работ более раннего периода, и он выставил их вместе с картиной. 

«Матисс — волшебник», – сказал Пикассо, увидев его картины – «Его цвета невероятны».

Стоящая обнаженная (Standing nude) 1947
Когда в 1943 году Ницце угрожала бомбардировка, Матисс уехал из города в  близлежащий холмистый город Vence, обосновавшийся на Villa le Rêve.  Он жил там до 1948 года, время от времени останавливаясь в Париже.  В Vence, помимо создания вырезок гуашью, опубликованных под названием «Джаз 1947», Матисс создал свою последнюю большую серию картин, интерьеры Vence, которые переосмысливают виллу и ее сад как яркие панели узоров и цветов.  старый друг Андре Рувейр, объяснил он: У меня есть несколько картин в работе.  Как будто я осматриваю достопримечательности новой страны.  Ибо я никогда прежде не продвинулся так далеко в выражении цвета.

«Я считаю, что моя роль заключается в обеспечении спокойствия.  Потому что я сам нуждаюсь в покое.» – Анри Матисс (Henri Matisse)



Начиная с 1948 года Матисс создал шедевр последних лет – Chapel of the Rosary в Vence, городке на холме на Французской Ривьере, где он нашел убежище во время Первой мировой войны.

Часовня Розария (Chapel of the Rosary), Vence (1948–1951)

– Arabesque 1944—1947
– Lagoon leaf 1944—1947
– Oak leaf 1944—1946
– Leaf cut into arabesque 1944—1947



Часовня была задумана для доминиканских монахинь, католического религиозного ордена, и была сформирована желанием Матисса создать «большую композицию».  Он спроектировал здание (с помощью брата Райссигье, ответственного монаха, и архитектора Огюста Перре), а также его мебель, украшения, окна, фрески, облачения и литургические предметы.  Матисс хотел, чтобы посетители часовни «ощутили облегчение духа».  Так что, даже не будучи верующими, они оказываются в среде, где возвышается дух, где проясняется мысль, где осветляется само чувство».  Говоря с интервьюером о часовне, Матисс заметил: «Все искусство, достойное этого имени, религиозно.  Проект был частью более широкой послевоенной попытки модернизировать сакральное искусство во Франции.  Это также ключевая работа в современной истории часовен, спроектированных художниками, включая Мемориальную часовню Сандхэма Стэнли Спенсера (1926 г.) в Бурклере, Англия, и часовню Ротко (1971 г.) в Хьюстоне, США.

Легенда гласит, что одна из монахинь, ухаживавшая за ним после перенесенной операции, всего лишь попросила подправить эскизы для витражей. Матисс увидел в этом предзнаменование свыше и разработал полный проект оформления часовни.

В 1952 году, когда работа над капеллой подошла к концу, Матисс тоже обрел чувство завершенности: «Это дало мне возможность выразить себя во всей полноте формы и цвета». Вершиной его творческих сил, Часовня Розария является, как он сам выразился, «кульминацией работы всей жизни и расцветом огромных, искренних и трудных усилий».



Последний зал как квинтэссенция наследия. Матисс придумал особую технику декупажа (papier decoupé) – составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал.

«Джаз» (1947) – книга художника, состоящая из 250 гравюр для версии в сложенном виде и 100 оттисков для сюиты, которая содержит развернутые пошуары без текста, основанные на вырезках из бумаги Анри Матисса. Териад, известный художественный издатель 20-го века, организовал изготовление вырезок Матисса в виде отпечатков пошуар (трафарет).

Tahiti II / Window in Tahiti 1936
Матисс вновь вернулся в своем искусстве к идее живописи как окна.  В этом окне 1936 года мы видим, как он создает новый и, на его взгляд, экзотический мир.  Картина основана на рисунке Матисса, сделанном в 1930 году порта Папеэте из его комнаты в отеле Stuart.  Он добавляет прозрачную занавеску к краю сцены, мягко отмечая наше расстояние от вида.  А соседний остров Муреа он вводит в кадр и заливает красным закатом.  Это вторая из двух картин сцены, которые Матисс сделал для превращения в гобелены.  В этой версии он использовал плоскую гуашь, чтобы облегчить перевод на другой носитель. Танцующие белые цветы тиаре родом с Таити.  Их расположение напоминает цветочные бордюры на традиционных фламандских и французских гобеленах.

Синяя обнаженная (Blue nude II) Spring 1952
“Воздействие “Голубых обнаженных” Матисса подобно воздействию скульптуры, выполненной из какого-то неосязаемого матриала. У них физическая скульптурность и, одновременно, плоскостная, декоративная точность… Вырезки занимали у Матисса недели мучений и ошибок, прежде чем он находил удовлетворительное решение.”

Два танцора (Two dancers) 1937—1938

Хотя вырезание из бумаги было основным средством Матисса в последнее десятилетие его жизни, его первое зарегистрированное использование этой техники было в 1919 году во время дизайна декора для Le chant du rossignol , оперы, написанной Игорем Стравинским.

– Polynesia, the sea 1946
– Polynesia, the sky 1946

Из многих путешествий, вдохновивших Матисса, ни одно не имело большего эффекта, чем его поездка на Таити в 1930 году, и ни одно из них не заняло больше времени, чтобы полностью реализоваться в его искусстве. Отправляясь на Таити в поисках обновления в возрасте 60 лет, Матисс унес с собой представления о Полинезии как о земном рае, доступном для европейской живописи. Тем не менее, приехав в Папеэте и найдя «все чудесным», Матисс также написал, что «страна не говорит со мной образно».

Ключевым событием стало путешествие в Факараву, атолл на островах Туамоту, где он восхитился игрой моря и неба в, казалось бы, безграничной лагуне.

«Я часто путешествовал в своем воображении, и, поскольку главная цель моей работы – ясность света, я спросил себя: «Каким он должен быть по ту сторону полушария?» – Анри Матисс (Henri Matisse)



Из этого опыта в 1930-х годах появилось несколько картин и работ на бумаге. Но именно в 1940-х годах, когда он разработал свою технику вырезания, Матисс всерьез вернулся к своим таитянским воспоминаниям. Особо следует отметить в этих работах влияние таитянских тифайфай, стеганых одеял с аппликацией, созданных женщинами для домашней обстановки и ритуальных мероприятий.

Королевская печаль (The sorrow of the king) 1952
«Печаль короля» — это коллаж с использованием вырезанных из бумаги фигур Анри Матисса 1952 года. Картина была сделана из бумаги, которую Матисс раскрасил гуашью и наклеен на Размер картины составляет 292 х 386 см. Это последний автопортрет. В начале-середине 1940-х у Матисса было слабое здоровье. В конце концов, к 1950 году он перестал рисовать в пользу своих вырезок из бумаги. «Печаль короля» – пример последней из работ Матисса, известных как вырезы.

Величественный автопортрет «Печаль короля» 1952 года, одина из самых крупных из известных аппликаций, созданных художником в конце его карьеры.

Эта часть выставки открыла для меня Анри Матисса с новой стороны. Картины из Эрмитажа показывают художника до 40х годов, а период «Вырезок» или «рисование ножницами», который в большей мере повлиял на современный дизайн, часто затрагивают поверхностно и вскользь. Тут же эта тема представляет треть всей выставки.

«Картины Анри Матисса можно рассматривать часами, а коллажи/аппликации/ gouaches découpés – сутками.»



Выставка «Matisse: Life & Spirit» проходит с 20 Ноября 2021 по 13 Марта 2022



Часть 1 – Выставка – «Матисс: жизнь и дух»









0 Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *