Еще с первой поездки по Японии появилась традиция посещать какое-то место связанное с созданием кимоно. Так в первый раз мы посетили центр Нисидзин в Киото, во второй – Музей искусства Иттику Куботы, что в Фудзикавагутико у подножья великой Фудзи, ну а теперь Нагамати Кага Юдзэн.
часть 3 – Канадзава
– День восьмой – От рассвета до заката
Центр шелка – Нагамати Кага Юдзэн
О начале и конце дня я уже рассказала в предыдущем посте. Так же упомянула, что мы гуляя среди жилых кварталов Канадзава, посетили район Нагамати (Nagamachi), это старый район самураев, на окраине которого есть Центр шелка Сайхицуан Кага Юдзэн (Naga-machi Yuzenkan / 長町友禅館). А раз этой техникой расписывают кимоно и посей день, то пропустить эту достопримечательность я не могла.
8й день, 22 ноября, пятница – продолжение
Как говорят в путеводителе – «Тем, кто интересуется тканями и творчеством кимоно, отправляйтесь на запад по дороге рядом с останками семьи Такада. Примерно в двух кварталах справа находится Нагамати Юзэн-кан, старый склад, немного в стороне от улицы, где на втором этаже находится галерея, а сложные, многоступенчатые процессы окрашивания показаны на третьем этаже».
Музей шелка Кага Юдзэн – Kaga Yuzen Traditional Industry Center (Kaga Yuzen Dento Sangyo Kaikan) – тут объясняется и наглядно демонстрируется кропотливый и крайне трудоемкий процесс росьписи шелка для кимоно. Это своего рода школа-магазин-музей, посвященный кимоно.




Существует три школы окрашивания шелка для кимоно вручную, и все они следуют простому, но кропотливому процессу. Однако они сильно различаются по тематике и орнаменту.
Эдо-Юдзэн, рожденный в крупнейшем японском городе для купеческого сословия. Токийская версия юдзэн была больше вдохновлена элегантной практичностью, чем чрезмерной зрелищностью. Edo-Yuzen можно легко идентифицировать по его более приглушенной и мягкой цветовой палитре, которая часто играет фоном для изображений купцов эпохи Эдо за работой, т.е. изображались сцены из городской жизни или простые пейзажи в приглушенных тонах. По мере развития этого стиля в городе действовал строгий закон о роскоши, запрещавший людям любые чрезмерные проявления роскоши и экстравагантности.
Кё юдзэн, созданный для высших слоев общества, таких как члены императорского двора, предназначен для того, чтобы хвастаться прекрасными вещами в жизни. Типичные узоры Kyo yuzen можно отличить по их замысловатым узорам, которые не боятся включать в свой дизайн сложную вышивку серебром и сусальным золотом.
Кага-Юдзэн возникший в Канадзава, ориентирован на искусство и не предназначался ни для высшего, ни для низшего сословия. Кага-юдзэн отражал буддийские ценности класса самураев – природу со всеми ее недостатками, создающую изысканность из простоты, а также спокойствие и неподвижность чайной церемонии.
На многих кимонорасписанных в стиле Kaga yuzen вы можете заметить воссоздание не идеального листа, возможно, того, который укусило насекомое. Этот образ известен как муси-куй, что переводитсякак укус насекомого . Считается, что это сознательное художественное решение отражает быстротечность природы.






Первая остановка внутри здания – это мастерская на 3-м этаже, где можно увидеть весь процесс изготовления кимоно. Вернувшись на второй этаж, можно осмотреть впечатляющую коллекцию традиционных кимоно, ханайомэ норэн и других предметов декора.
Надо сказать, начало японского резервного окрашивания приходится примерно на середину 17 века, а фундаментом для возникновения юдзен-дзомэ можно считать те знания, которые Юдзенсай получил у своего учителя Кусуми Морикагэ (1620 – 1690)
Техника юдзен-дзомэ в целом предполагает роспись ткани с использованием контуров, нанесенных на ткань крахмальным резервом. Последовательность действий такова:
1. На белую ткань наносят рисунок.
2. Контур резервируют с помощью линий “итомэ-нори”
3. Устойчивым к окрашиванию крахмальным резервом фусе-нори покрывают области, на которых предполагается рисунок.
4. после этого происходит окрашивание основного поля.
5. Затем весь крахмал смывается и выполняется роспись.
В наше время выделяют две основных технологии юдзен – ката-юдзен (型友禅) – юдзен по трафарету-катагами. Эта техника достаточно новая, появилась в эпоху Мейдзи в соответствии с требованиями расширяющегося рынка нарядных кимоно. И тэгаки-юдзен (手描き友禅) – более старая, классическая ручная роспись, и разумеется, кимоно, выполненные в технике тэгаки-юдзен более дороги.
Отличительная характеристика Кага Юдзэн – использование пяти цветовых оттенков – синий, темно-красный, желтая охра, травянистый зеленый, императорский фиолетовый. Наряду с серым цветом, они являются основными цветами. Есть техника, которая представляет градацию цвета от края до середины образчика.










Немного истории от знатока – Khovanchuk Olga 2006.
В середине XVII в. появляется технология росписи юдзэн-дзомэ. Основоположником этой техники был Миядзаки Юдзэнсай (1653 – 1736). Он был выходцем из Кага, где несколько лет изучал живопись и искусство крашения тканей у Морикагэ. Точно не известно, когда Юдзэн переехал из Канадзавы в Киото, но его молитвенные таблички в храме Гион появились в 1682 г. Сначала Юдзэн занимался изготовлением складных вееров с характерным узором цветочных медальонов. Его веера пользовались большим спросом и были известны за пределами Киото. Первые упоминания о художнике Юдзэне появились в книгах орнаментов хинагата-бон, изданных в Киото в 1686 г .
В 1688 г. вышла книга орнаментов, полностью составленная из орнаментов Юдзэна, в которой он предлагал клиентам изобразить эти узоры на любой вещи в любой технике. Юдзэн мог работать с лаком и золотой фольгой, расписывал ткани и рисовал картины. Благодаря книгам хинагата, которые были подобны средствам массовой информации, мода на узоры Юдзэна быстро распространилась по всей стране. В его стиле сочеталась классическая элегантность и современный динамизм. Используя популярность произведений Юдзэна и его имя, мастера росписи по текстилю стали подражать манере Юдзэна, что говорило о моде на этот стиль дизайна.
Для росписи тканей Юдзэн применял ту же технику, которой обучался на родине, в Канадзаве, однако он не смог достичь той тонкости линий, которой славились росписи Кага. Киотосцы гордились мастером и считали технику Юдзэна юдзэн-дзомэ исконно киотоской, поэтому она получила еще одно название кё-дзомэ, что обозначало «столичная роспись» . Популярность художника и мода на его произведения заключалась в том, что они отвечали спросу киотосцев, соскучившихся по яркости и живости в орнаменте. Несмотря на то, что через несколько лет, к началу XVIII в., мода на орнаменты Юдзэна прошла, термин «юдзэн-дзомэ» остался. Он обозначал технологию росписи, с помощью которой создавали эти узоры.




Фурошики или фуросики (風呂敷) — буквально переводится как «банный коврик» и представляет собой квадратный кусок ткани, который использовался для заворачивания и переноски. Из квадратных отрезов ткани можно сформировать оригинальные вариации для красивой упаковки подарков. Впрочем такое красивое фурошики само может быть подарком.
Nagamachi Yuzenkan
Адрес: 2-6-16 Нагамачи, Канадзава
Время работы: 9:30 – 17:00, закрыто по вторникам, средам и с декабря по февраль
Стоимость: 350 йен вход в музей / 4000 йен примерка и аренда кимоно (только в часы работы музея)
Сайт: www.kagayuzen-club.co.jp
Карты и полезные ссылки
– Путеводитель по Канадзава (en) (pdf 3Mb)
– Карта туристических автобусов по Канадзава (en) (pdf 11.7Mb)
– Путеводитель по транспорту Канадзава (en) (pdf 7.6Mb)
Продолжение следует.
Япония в ноябре
часть 1 – Киото и окрестности
– День первый – Арасияма и озеро Бива
– – Кратко о начале
– День второй – Прогулки в толпе
– – Фусими Инари (Fushimi Inari)
– – Кото – кафе
– – Рынок, толпа и храм
часть 2 – На Идзу
– День третий – Виды Фудзи
– – Кинкаку-дзи и виды Фудзи
– День четвертый – Музей и Хаконе
– – Обсерватории Эноура (Enoura Observatory)
– – В Хаконе (Hakone) на часок
– День пятый – Дорога в Кумоми
– – Утро в Сюдзэндзи (Shuzenji)
– – 7 видов Фудзи с полуострова Идзу
– День шестой – Побережье Кумоми
– – Рассвет в Кумоми – Закат в Догасима
– – Секреты и красоты городока Мацузаки
– День седьмой – Передышка в Токио
– – Рассвет на Идзу и вечер Токио
часть 3 – Каназава
– День восьмой – От рассвета до заката
– – Прогулка по Канадзава и закат
– – Центр шелка – Нагамати Кага Юдзэн
– – Нагамати (Nagamachi) – старый район самураев
– – Рынок Омичо (Omicho Market)
– День девятый – Чайные места
– – Восточный район чайных
– – Чайный дом Shima (志摩)
– – Чайный дом Kaikaro (懐華樓)
– – Дегустация сакэ и вечер
– День десятый – Прогулка по Канадзава
– – Сад шести достоинств (Kenroku-en)
часть 4 – Осака
– День одиннадцатый – Коясан
– – Дорога к святым местам – Коя-сан
– – Кладбище храма Окуно-ин (奥の院)
– – Храм Конгобу-дзи (金剛峯寺)
– – Прогулка по Коя-сан (高野山)
– День двенадцатый – Водопады
– – 48 Водопадов Акаме (赤目四十八滝)
– День тринадцатый – Храмовый город
– – Романтические скалы и лягушки на счастье
– День четырнадцатый – Осака
– – Вечер в Осаке и Кансайские окономяки
– День пятнадцатый – Прогулка и храм в Киото
– – Кодай-дзи (高台寺)
– – Прогулка, еда и виды
– День шестнадцатый – Вид на Осаку и вылет
– – Осака с высоты Abeno Harukas
More photos: Australian Photography by Ilya Genkin.
Информация в посте может добавлятся и изменяться!
Подпишитесь на RSS и не пропустите следующих статей.
0 Comments