Раз этот день в Киото (Kyoto/京都市) посвящен топовым достопримечательностям, а “сад камней” это одна из главных ассоциаций с Японией, поэтому мы посетили несколько таких садов.
– Сад камней храма Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院) – малый храм Дайтоку-дзи (Daitoku-ji/大徳寺)
Часть 3 – Киото – душа Японии
– День пятнадцатый – Храмы и сады
Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院) – Храм источника дракона
Конечно, когда говорят о саде камней, то неизменно всплывает название Рёан-дзи (Ryoanji/龍安寺), но о нем немного позже. При подготовке поездки и написании плана основных достопримечательностей для посещения, я конечно искала описания и фото, чтоб оценить “ценность” для меня этих объектов. Так знаменитый Рёан-дзи (Ryoanji/龍安寺) был в вообще в списке – «Если будет время». Да, он знаменитый и известный, но совсем не впечатляющий. Зато меня заинтересовал Рёген-ин (Ryogen-in/龍源院) или Рёгэньин, как было написано в ДК, хотя если речь идет о драконе, то скорее Рюген-ин.
И так, после небольшого перекуса у Рокуон-дзи (Rokuon-ji/鹿苑寺) он же «Золотой павильон», мы поехали. Сели на автобус №12 и доехали до остановки Кенкун-Джинджа (KenkunJinja-mae/建勲神社前), далее минут 5 пешком.
В северо-западной части Киото находится довольно большой комплекс Дайтоку-дзи (Daitoku-ji/大徳寺) – главный храм секты Ринзай, одной из ветвей японского дзен-буддизма – школы Дайтокудзи. Он считается одним из лучших мест в Японии, чтобы испытать Дзэн. Может быть это и так, но нам это место было интересно не этим.
Дайтоку-дзи (Daitoku-ji/大徳寺), ныне занимающий площадь 11 га, был основан как небольшой монастырь в 1315 или 1319 годах монахом Сюхо Мётё или Сёхо Мёто, известным также, как «Народный Учитель Великой Лампы» (Дайтококуси). Его первые постройки были разрушены во время войны Онин (1467-1477). Сохранившиеся здания были восстановлены в 1479 году и в XVI-XVII веках дополнены новыми постройками.
Меня заинтересовала история храма, а вернее история или легенда выдающегося мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю (Сэн Рикё – Sen no Rikyu – 千利休), а не сам храм. В Дайтоку-дзи есть ворота Cанмон, которые и были сооружены мастером чайной церемонии в 1589 году. Но он допустил один недопустимый просчет, установив свое собственное изображение в верхней части постройки, что было воспринято сёгуном Хидэёси как личное оскорбление, и он повелел Сэн-но Рикю совершить ритуальное самоубийство.
– Дорога от южных ворот ведущая к храму Дайтоку-дзи (Daitoku-ji/大徳寺)
Мастер выполнил приказ на 28 день второго месяца 1591 года. Его семья была выслана из Сакай. Впоследствии его потомки были «амнистированы», им было разрешено вернуться в Сакай, возглавить школу Чая, возвращены дом и часть имущества. Потомки Сэн-но-Рикю возглавляют основные чайные школы в Японии, центр которых находится в районе Камикё-ку в Киото.
Сэн-но-Рикю, родился в 1522 году, дата его рождения приходится на середину эпохи «Воюющих государств» (1467—1568). В детстве Рикю носил имя Танака Есиро, его отец впоследствии принял фамилию Сэн для всего своего рода. Семья входила в купеческую гильдию по оптовым продажам в городе Сакай. В то время это был очень богатый город-порт на юге от современного города Осака. Сакай имел статус свободного города и являлся развитым культурным центром, не затронутым войной, где процветало искусство Чая.
О ранних этапах жизни Рикю известно не много. Считается, что его наставником Дзэн был учитель из храма Нансюдзи — Дайрин Сото, от которого он получил имя дзэнского мастера Соэки. Под этим именем Рикю и был известен своим современникам. Его первым учителем Пути Чая был отшельник Китамуки Дотин, который обучал его традиционному формальному стилю «се:ин дайсу», который был принят при дворце сегуна Асикага. Когда Сэн-но-Рикю было 19 лет, он начал изучать простой «грубый» стиль Чая — «соан» под руководством Такэно Дзёо, который в то время являлся одним из основных создателей нового стиля. В чайном действе нового стиля чайный мастер пользовался простой японской (а не богатой китайской) утварью, само действо проводилось в маленьком, без пышных убранств, чайном домике.
С ранних лет посвятив себя искусству Чая, Рикю в последствии становится одним из главных экспертов «Тяною» в регионе Сакай, а затем ответсвенным лицом по развитию чайных отношений. Когда Рикю исполняется 50 лет, он получает приглашение на службу к военному правителю Ода Нобунага. После болезни Нобунага в 1582 году, мастер продолжил свою службу у его приемника, Тоетоми Хидэеси, и стал его доверенным лицом. В 1582 году он асисстировал Хидэеси в чайном действии, организованном для императора Огимати и проводившемся в императорском дворце чайном собрании по случаю избрания Хидэеси в совет регентов. По случаю этого события мастеру было присвоено буддийское имя и титул — Рикю Кодзи.
В течение своей службы у Нобунага и, особенно, у Хидэеси Рикю развил стиль «простоты» («ваби соан»), доведя его до своего апогея, и эффективно преобразовал Чайную практику в философию жизни. Это знание лежит в основе современного искусства «Тядо» — Пути Чая.
– Монах
– Вход в храм Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院)
Храмовый комплекс Дайтоку-дзи построен на горе Рюхозан, что значит «Гора Сокровища Дракона». Основной храм окружают 24 меньших храма, и все вместе они образуют что-то вроде храмовой деревни. Дайтоку-дзи и некоторые из меньших храмов открыты для посещений.
– Карта-схема храма Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院) – кликабельна (jpg 282.9Kb)
Карты и полезные ссылки
Карта-схема храмов Дайтоку-дзи (Daitoku-ji/大徳寺) с названиями на японском и ангрийском – (jpg 150.4Kb) – еще одна (jpg 74Kb) или план «храмовой деревни»
Я специально по ходу поста даю названия на японском, чтоб можно было идентифицировать объекты на карте-схеме
Карта Киото (pdf 7.7Mb)
Карта и краткий путеводитель по Киото (pdf 2.5Mb)
Карта автобусного сообщения Киото (pdf 6.8Mb)
Сайт автобусного сообщения Киото – можно точно узнать, где остановка и расписание нужного автобуса (на яп.)
Мы и посетили один из таких малых храмов – Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院), построенный в 1502 году на деньги господина Ното (Noto). В нем разбиты четыре различных по стилю сада. Он так же является штаб-квартирой Южной школы Дайтоку-дзи. Главное здание храма, бывшая резиденция главы священника Рюген-ин, оформлено в типичном стиле дзен и, как говорят, самое старое здание в Дайтоку-дзи.
– Фрагменты храма и сада
– Сухой сад – Каресансуи (Kare-san-sui) или Дзен сад (Zen-niwa) – Данный сад известен под именем – Исшидан (Isshidan/一枝坦)
Исшидан (Isshidan/一枝坦) рпсположен поред главным зданием настоятеля. Символический остров, что в центре этого сада – «Остров черепахи» (Kame-jima/亀島) является важной культурной ценностью. Два камня, что на фото слева, сравнивают с Горой Хорай (Mt. Horai-ji-san/鳳来寺山), которая является мифическим домом даосских бессмертных. Другие два камня, что дальше к стене, символизируют «Остров журавля» (Tsuru-jima/鶴島).
– Кайсандо (Kaisan-Do/開山堂) – зал основателя
– Сад Рюген-тей (Ryugin-tei/竜吟庭)
Сад – Рюген-тей (Ryugin-tei/竜吟庭) и расположен с севера от здание Ходзе, проде как во дворе храма. Считается, что Соами (тот самый, что сделал знаменитый Рёан-дзи) сделал этот сад в то же время, когда было построено здание Ходзе – резиденция настоятеля. Говорят, что этот сад мха представляет горы, возвышающихся из моря, самый большой камень а этом саду – Сумисен-секи (Shumisen-seki/須弥山石) – символизирует центр Вселенной, центр буддийского мира. Круглый камень перед его называют – Ехай-секи (Yohai-seki/遥拝石)
– Детали сада
Разравнивание гравия в рисунки, напоминающие волны или рябь на воде, имеет эстетическое значение.
– Деталь крыши храма
– Сад – Тотекико (Totekiko/東滴壷) – Малый восточный сад
– Оформление дорожки сада около Кайсандо (Kaisan-Do/開山堂) – зала основателя
Тотекико (Totekiko/東滴壷) самый меньший сухой сад в храме Рюген-ин и всего комплекса Дайтоку-дзи, его сделал Такеси Набэсима (Nabeshima Takeshi/鍋島 岳) in 1958. Сад буд-то застывшие круги на воде от капель дождя, стекающих по крыше.
Хоть храм Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院) и не большой, а мы в нем провели часа полтора, потому что он очень фотогеничный и в нем почти нет туристов. Люблю такие красивые и без людные достопримечательности.
More photos: Australian Photography by Ilya Genkin.
Информация в посте может добавлятся и изменяться!
Подпишитесь на RSS и не пропустите следующих статей.
Продолжение следует.
Часть 1 – Юго-Запад
Часть 2 – Токио и окрестности
Часть 3 – Душа Японии
– глава 1 – Вечер в Киото – Приезд
– глава 2 – Киёмидзу-дэра (Kiyomizu-dera) – 1
– глава 3 – Киёмидзу-дэра (Kiyomizu-dera) – 2
– глава 4 – Храмы и сады – Золотой павильон – Кинкаку-дзи (Kinkaku-ji/金閣寺)
– глава 5 – Храмы и сады – Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院)
– глава 6 – Храмы и сады – Корин-ин (Korin-in/興臨院) и Рёандзи (Ryoan-ji/龍安寺)
– глава 7 – Вечер в Киото – Киотская башня (Kyoto Tower/京都タワ)
– глава 8 – Фусими Инари (Fushimi Inari/伏見稲荷)
– глава 9 – Храм Бёдо-ин (Byodo-in/平等院) – Храм равенства
– глава 10 – Храм Тофукудзи (Tofuku-ji Temple/東福寺) – Храм сокровищ Востока
– глава 11 – Святилище Ясака (Yasaka Shrine/八坂神社) – Храм восьми холмов
– глава 12 – Храм Тэнрюдзи (Tenryu-ji/天龍寺) – Храм Небесного дракона
– глава 13 – Храм Нанзэн-дзи (Nanzenji/南禅寺) и акведук
– глава 14 – Рынок Нисики Итиба (Nishiki Market/錦市場)
– глава 15 – Арасияма (Arashiyama)
– глава 16 – Текстильный Центр Нисидзин (Нисидзин-ори Кайкан/Nishijin-Ori Kaikan/西陣織会館)
– глава 17 – Кимоно Шоу (Kimono Show/着物ショー)
– глава 18 – Императорский дворец в Киото (Kyoto Imperial Palace/Кёто Госё/Kyoto Gosho/京都御所)
– глава 19 – Храм Хасе-дера (Hase-dera/長谷寺) в Наре (Nara)
– глава 20 – Вечер в Киото – Станция Киото (Kyoto Station/京都駅)
– глава 21 – Осака – Замок Осака (Osaka Castle/大坂城)
– глава 22 – Осака – Храм Ситэннодзи (Shitennoji Temple/四天王寺) – Храм четырех небесных владык
– глава 23 – Вечер в Осаке – Высотный комплекс Умеда (Умэда Скай Билдинг/Umeda Sky Building/梅田スカイビル)
– глава 24 – Осака – Океанариум Каиюкан (Aquarium Kaiyukan/海遊館)
Статьи на тему
– Японская чайная церемония в Сиднее (Japanese Tea Ceremony in Sydney)
2 Responses
Без ритуала посвящения в философию создания садов,глубокие чувства молчат…) Но эстетичность садов и понимание их особой роли в жизни посвященных,вселяет глубокое уважение к этим лаконичным кусочкам земли…Ирина,спасибо!Красиво и стимулирующе к самообразованию!)
@Natalya*
Я сама разграничиваю достопримечательности на “нравится” и “не нравится”, не вдаваясь в познания Дзен и философию. Вот храм Рюген-ин (Ryogen-in/龍源院) и его “сады камней” мне просто нравится.